биология
Сайт-портфолио учителя биологии ЛИЕН города Саратова
Спрыгина Сергея Фалелиевича
Спрыгин Сергей Фалелиевич

СЛОЖНЫЙ  ВОЗРАСТ

Узнать и понять себя сложно, это долгий и трудный процесс. Ученые считают, что человек за всю свою жизнь переживает несколько кризисов саморазвития. Это своеобразные, поворотные пункты, новая качественная ступень развития.

Первый кризис происходит в три года, когда ты стремишься подражать взрослым и доказать, что можешь сделать что-то сам.

Подростковый период – второй кризис, более сложный. Это особый путь от детства к взрослости. И без того, чтобы пройти этот путь, не может сформироваться, стать самостоятельной личностью ни один человек. В основе переходного периода лежит физиологическая и гормональная перестройка всего организма. Отсюда твоя раздражительность, быстрая утомляемость, бессонница, головные боли, сердцебиение и другие нежелательные сбои в здоровье. Это желание вырваться из плена норм и обязанностей мира взрослых, добиться некой независимости. Хотя бы ценой конфликта с миром законов и правил поведения.

В юношеском возрасте кризис вспыхивает с новой силой – ты желаешь распоряжаться своей жизнью, выработать свое собственное мировоззрение, свою жизненную позицию. Именно в этом возрасте очень сильно желание совершенствоваться. Ты полон сомнений, противоречий, стремишься все и вся подвергнуть критике. А взрослые часто не понимают, что творится в твоей душе. Кризис неудовлетворенности собой и окружающими людьми усиливается. Это время «социального разграничения», тебе лучше всего бывает среди сверстников. Потребность принадлежать к какой-либо компании, стремление объединяться в группы достигает своего максимума.

Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а вне школы. Они начинают играть важную роль в твоей жизни – удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, потребность в контактах, признании ценности твоей личности. Такие группы часто образуют целую молодежную субкультуру. Наиболее известные из них: байкеры, скинхеды, металлисты, панки, роллеры, рэпперы и другие. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы, места сбора, свой язык – сленг.

«Мы не такие, как все, мы – особые!» – заявляет обществу та или иная группа. Молодежная субкультура не страшна сама по себе, опасны массовые психические эпидемии, например жестокость, насилие, фанатичные увлечения, ограниченность интересов и целей в жизни, противозаконное поведение. Ты должен, обязан правильно ориентироваться в той или иной группе, развивать способность «делать» свою жизнь, отвечать за себя, быть личностью, а не членом группы часто примитивных людей, современно одетых, умеющих говорить лишь о спорте, моде, музыке и прочем. Состоять в какой-то группировке – это проходящее в твоей жизни, незыблемым в жизни остается семья, которую ты должен беречь, укреплять, нести в какой-то мере ответственность, т.к. ты в ней живешь и тебя окружают твои родные люди, которые часто не кажутся совершенством, но они есть то, что остается на всю жизнь. Какими они будут, во многом зависит и от тебя.

А если твои товарищи подталкивают тебя, своего друга, к конфликту с семьей, школой, не вложат ли они завтра в твою руку сигарету или шприц с наркотиком со словами: «Попробуй, или ты нам не друг и вообще – лох!»? Подчинение чужим требованиям и отказ от собственных желаний есть предательство, измена по отношению к самому себе. Именно в таких ситуациях и начинается отказ от своего призвания, дела всей жизни, и в дальнейшем истинное признание остается нереализованным.

Внешняя атрибутика – это не демонстрация своей неповторимой индивидуальности. Ведь любой уважающий себя человек на вопрос: «А можешь ли ты еще чем-нибудь продемонстрировать свою уникальность?» – должен уметь дать положительный ответ. Это наличие каких-то ярких положительных качеств, талантов, достижений, душевных свойств. Когда они имеются, нет нужды чрезмерно приукрашивать свою внешность. Когда же их нет, внешние атрибуты могут сослужить человеку плохую службу, отвлекая на себя внимание и не давая ему возможности развивать свои физические, интеллектуальные и духовные задатки.


Памятка для родителей подростков

Ваш ребенок взрослеет, вместе с его физическим взрослением наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает ребенка как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

  • Беседуйте со своим ребенком, говорите с ним о ближайших жизненных планах и будущих целях жизни;
  • Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их реализации;
  • Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребенка;
  • Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в нем желание доказать себе и другим возможность достичь поставленной цели;
  • Формируйте нравственно здоровую личность, неспособную на подлость ради реализации жизненных планов;
  • Создавайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в успех;
  • Говорите правду ребенку, какой бы горькой она ни была, учите экономить силы для достижения цели;
  • Будьте сами примером ребенку: самое печальное, если подросток разочаруется в Ваших жизненных силах;
  • Старайтесь говорить со своим ребенком откровенно на самые деликатные темы;
  • Опасайтесь получения Вашим ребенком информации из чужих уст;
  • Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети;
  • Будьте открыты для общения с ребенком, даже если Вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом;
  • Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением.

 


11 ЕСЛИ для ВАС:

 если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненавидеть;

 если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;

 если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;

 если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;

 если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;

 если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;

 если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;

 если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;

 если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;

 если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;

 если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 


Правила воспитания счастливых родителей

  • Дети должны постоянно видеть доброе, дружеское и уважительное отношение отца и матери друг к другу. Нельзя никогда допускать скандалов, взаимных унижений и оскорблений на глазах у детей;
  • Учиться самим и учить детей не ссориться, уступать, смотреть на конфликт глазами другого, принимать его аргументы и эмоции;
  • Преодолевая запутанную, сложную ситуацию, непременно найдите хотя бы один момент, в котором можно достичь согласия, взаимопонимания чтобы не допустить отчуждения, озлобления;
  • Родители должны стать друзьями, с которыми дети всегда могут посоветоваться, поделиться своими сомнениями, зная, что их всегда правильно поймут, дадут совет, предостерегут от ошибок;
  • Главный принцип взаимоотношений между родителями и детьми - справедливость;
  • Опираясь на доброе (или предполагайте его) в ребенке, и «не замечайте» плохого, не требуйте признания вины, а помогите снять бремя, сделайте первыми шаг к примирению;
  • Дети должны расти трудолюбивыми. У них необходимо воспитывать потребность трудиться, приносить пользу людям и обществу;
  • Во всех домашних делах - от уборки до ремонта квартиры должны участвовать все члены семьи;
  • Истинная любовь к детям не в ласках, а в подготовке их к жизни, в воспитании каждого из них настоящим человеком, умеющим дарить людям радость и творить добро.


Золотые правила воспитания

  1. ЛЮБИТЕ своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом;
  2. Принимайте ребенка таким, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, со всеми достоинствами и недостатками;
  3. Опирайтесь на ЛУЧШЕЕ в ребенке, верьте в его возможности;
  4. Стремитесь ПОНЯТЬ своего ребенка, чаще ставьте себя на его место;
  5. Создайте условия для УСПЕХА ребенка: дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым;
  6. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания;
  7. Помните, что воспитывают не слова, а ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР;
  8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок НЕПОВТОРИМ и УНИКАЛЕН;
  9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы ХОТИТЕ;
  10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно ВЫ.

Уважаемые  ПАПЫ  и  МАМЫ!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы Вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой. После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
     

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

 


 

Кафедра естественных наук

картинка Текст

картинка Текст